Среда, 22 Янв 2025, 09:47:31
 
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Исполнители [5]
Композиторы [4]
Синопсис [4]
музыка
[19 Мар 2009][Разное]
Andrea Bocelli - Romanza (1)
Наш опрос
Что вы ищите?
Всего ответов: 32
 Каталог статей
Главная » Статьи » Музыка » Композиторы

Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi) (1813-1901)

Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi) (1813-1901) 

Джузеппе Верди (1813-1901) - итальянский композитор. Один из самых выдающихся мастеров оперного жанра. Автор 26 опер, большинство из которых не сходит со сцен оперных театров до настоящего времени. В лучших произведениях Верди органично сочетаются яркий мелодизм и глубина музыкальных характеристик героев, демократичность и изысканность. Вобрав все лучшее, что было достигнуто итальянской оперной школой (включая выдающихся мастеров бельканто), Верди необычайно расширил музыкальную палитру оперных средств выражения, открыл новые пути, ведущие к современности, оставаясь при этом верным реализму.

Творческие принципы Верди, прожившего долгую жизнь, разумеется, претерпели значительную эволюцию. От ранних, достаточно незрелых произведений, до монументальной "Аиды" с ее глубиной - дистанция огромного размера. Особняком стоят две последние оперы "Отелло" и "Фальстаф", в которых отразилась восприимчивость мастера к новым тенденциям в развитии музыкального языка.

В целом оперное творчество Верди можно разделить на три периода. Первый - до знаменитой "триады" ("Риголетто", "Трубадур", "Травиата"); период зрелости, вершиной которого явилась уже упоминавшаяся "Аида", и поздний, когда после длительного "периода молчания" (16 лет) появились два последних шедевра. 

Для первого периода характерен интерес к историко-героической тематике ("Набукко", "Ломбардцы в первом крестовом походе", "Эрнани"), к сильным, исключительным личностям и страстям ("Макбет", "Луиза Миллер" по трагедиям В. Шекспира и Ф. Шиллера). В этих произведениях 40-х гг. формируются мелодика, драматургические приемы вердиевской эстетики. 

В операх 50-60-х гг. талант Верди полностью раскрылся. Его интересуют уже не только исключительные герои, а все больше простые люди. Именно отсюда уже виднеется путь к веризму. Созданные в 1851-1853 оперы знаменитой "триады", с их демократичностью, ярким мелодизмом, насыщенным танцевально-песенными интонациями, принадлежат к вершинам оперной классики. 

В следующих операх Верди (1854-1861) "Сицилийская вечерня", "Симон Бокканегра", "Бал-маскарад", "Сила судьбы" ощущается влияние большой оперы, связанное отчасти с работой Верди для парижской "Гранд-опера". Сложные сюжеты, массовые сцены, контрасты трагического и комического (особенно в "Бале-маскараде"), поиск новых драматургических и музыкальных средств выражения характерны для этого периода. Завершают его оперы "Дон Карлос" и "Аида". В последней Верди достигает небывалых высот в области музыкальных средств выражения, психологии чувств героев. 

После уже упоминавшегося длительного перерыва (премьера "Аиды" состоялась в 1871) Верди пишет две последние оперы "Отелло" и "Фальстаф" - произведения новаторские, где непрерывность музыкально-драматического развития, сочетаясь с декламационным стилем, создает замечательный эффект единства музыки, слова и действия.

Большинство опер Верди составляют основу репертуара ведущих музыкальных театров во всем мире, в том числе в России. Даже менее знаменитые оперы композитора, такие как "Двое Фоскари", "Аттила", "Битва при Леньяно", "Разбойники", "Стиффелио" и другие, можно видеть на афишах оперных театров. Из русских постановок редко исполняемых опер Верди отметим первую постановку в России оперы "Битва при Леньяно" (1961, Казань).

Е. Цодоков

Оперы:
"Оберто, граф ди Сан-Бонифачо" (1839), "Король на час" (1840), "Навуходоносор" (1842), "Ломбардцы в первом крестовом походе" (1843), "Эрнани" (1844), "Двое Фоскари" (1844), "Жанна д'Арк" (1845), "Альзира" (1845), "Атилла" (1846), "Макбет" (1847, 1865), "Разбойники" (1847), "Иерусалим" (по "Ломбардцам", 1847), "Корсар" (1848), "Битва при Леньяно" (1849), "Луиза Миллер" (1849), "Стиффелио" (1850), "Риголетто" (1851), "Трубадур" (1853), "Травиата" (1853), "Сицилийская вечерня" (1855), "Симон Бокканегра" (1857, 1881), "Арольдо" (по "Стиффелио", 1857), "Бал-маскарад" (1859), "Сила судьбы" (1862, 1869), "Дон Карлос" (1867, 1884), "Аида" (1871), "Отелло" (1887), "Фальстаф" (1893). 

Джузеппе Верди
Собрание сочинений (mp3)
Аудиозапись на CD (2006) 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

1. молодо-зелено
Джузеппе Верди однажды сказал:
Когда мне было восемнадцать лет, я считал себя великим и говорил: 
"Я". 
Когда мне исполнилось двадцать пять лет, я стал говорить: 
"Я и Моцарт". 
Когда мне стукнуло сорок, я говорил: 
"Моцарт и я". 
Теперь же я говорю: 
"Моцарт".

2. ошибочка вышла...
Однажды к дирижеру Миланской консерватории явился девятнадцатилетний юноша и попросил проэкзаменовать его. На вступительном экзамене он играл на рояле свои сочинения. Через несколько дней молодой человек получил суровый ответ: "Оставьте мысль о консерватории. А если уж вы так хотите заниматься музыкой, поищите себе какого-нибудь частного учителя среди городских музыкантов..."
Таким образом бесталанный молодой человек был поставлен на место, и случилось это в 1832 году. А через несколько десятков лет Миланская консерватория со страстью добивалась чести носить имя некогда отвергнутого ею музыканта. Это имя - Джузеппе Верди.


3. даешь аплодисменты!...
Как-то Верди сказал:
- Аплодисменты являются неотъемлемой частью некоторых видов музыки, их следует вписывать в партитуру.

4. я говорю: "моцарт"!
Как-то раз Верди, уже убеленный сединами и знаменитый на весь мир, беседовал с одним начинающим композитором. Композитору было восемнадцать лет. Он был совершенно убежден в собственной гениальности и все время говорил только о себе и своей музыке.
Верди долго и внимательно слушал молодого гения, а потом с улыбкой сказал:
- Мой дорогой юный друг! Когда мне было восемнадцать лет, я тоже считал себя великим музыкантом и говорил: "Я". Когда мне было двадцать пять лет, я говорил: "Я и Моцарт". Когда мне было сорок лет, я уже говорил: "Моцарт и я". А сейчас я говорю просто: "Моцарт".


5. не скажу!
Один начинающий музыкант долго добивался, чтобы Верди послушал его игру и высказал свое мнение. Наконец композитор согласился. В назначенный час молодой человек пришел к Верди. Это был рослый юноша, судя по всему наделенный огромной физической силой. Но играл он из рук вон скверно...
Закончив играть, гость попросил Верди высказать свое мнение.
- Только скажите мне всю правду! - решительно сказал молодой человек, в волнении сжимая свои пудовые кулаки.
- Не могу, - со вздохом отвечал Верди.
- Но почему же?
- Боюсь...

6. ни дня без строчки
Верди всегда носил при себе нотную тетрадь, в которую ежедневно записывал свои музыкальные впечатления от прожитого дня. В этих своеобразных дневниках великого композитора можно было найти удивительные вещи: из любых звуков, будь то выкрики мороженщика на жаркой улице или призывы лодочника прокатиться, возгласы строителей и прочего рабочего люда или детский плач, - из всего Верди извлекал музыкальную тему! Будучи сенатором, Верди однажды очень удивил своих друзей по сенату. На четырех листках нотной бумаги он весьма узнаваемо переложил в осложненной длинной фуге... речи темпераментных законодателей!


7. добрый знак
Закончив работу над оперой "Трубадур", Джузеппе Верди самым любезнейшим образом пригласил одного довольно бесталанного музыкального критика, своего большого недоброжелателя, чтобы ознакомить его с некоторыми важнейшими фрагментами оперы.
- Ну, и как вам моя новая опера? - спросил композитор, поднимаясь из-за рояля.
- Откровенно говоря, - решительно произнес критик, - все это кажется мне довольно плоским и невыразительным, господин Верди.
- Боже мой, вы даже не представляете, как я вам благодарен за ваш отзыв, как счастлив! - воскликнул обрадованный Верди, горячо пожимая своему хулителю руку.
- Я не понимаю вашего восторга, - пожал плечами критик. - Ведь опера мне не понравилась...
- Теперь я совершенно уверен в успехе моего "Трубадура", -объяснил Верди. - Ведь если произведение не понравилось вам, то оно несомненно понравится публике!

8. верните деньги, маэстро!
Новая опера Верди "Аида" была принята публикой с восхищением! Знаменитый композитор был буквально засыпан похвальными отзывами и восторженными письмами. Однако среди них было и такое: "Шумные толки о вашей опере "Аида" заставили меня отправиться 2-го числа сего месяца в Парму и побывать на представлении... В конце оперы я задал себе вопрос: удовлетворила ли меня опера? Ответ был отрицательный. Я сажусь в вагон и возвращаюсь домой в Реггио. Все окружающие только и говорят о достоинствах оперы. Мною опять овладело желание послушать оперу, и 4-го числа я опять в Парме. Впечатление мною вынесено следующее: в опере нет ничего выдающегося... После двух-трех исполнений ваша "Аида" окажется в пыли архива. Можете судить, многоуважаемый господин Верди, какое сожаление я испытываю о понапрасну истраченных мною лирах. Прибавьте к этому, что я человек семейный и такой расход не дает мне покоя. Поэтому я обращаюсь прямо к вам с просьбой возвратить мне означенные деньги..."
В конце письма был предъявлен двойной счет за железную дорогу туда и обратно, за театр и ужин. Итого шестнадцать лир.
Прочитав письмо, Верди распорядился, чтобы его импресарио выплатил просителю деньги.
- Однако, с вычетом четырех лир за два ужина, - весело сказал он, - так как поужинать этот синьор мог бы у себя дома. И еще... Возьмите с него слово, что он более никогда не будет слушать моих опер... Во избежание новых расходов.


9. история одной коллекции
Однажды к Верди, проводившему лето на своей небольшой вилле на побережье в Монте-катини, пришел в гости один из друзей. Оглядевшись, он был несказанно удивлен тем, что хозяин хотя и не слишком большой, но все-таки двухэтажной виллы в десяток комнат постоянно ютится в одной комнатке, причем не самой удобной...
- Да, конечно, у меня есть еще комнаты, - пояснил Верди, - но там я храню очень нужные мне вещи.
И великий композитор повел гостя по дому, дабы показать ему эти вещи. Каково же было удивление любознательного гостя, когда он увидел великое множество шарманок, буквально заполонивших виллу Верди...
-Видите ли, - со вздохом разъяснил композитор таинственную ситуацию, - я приехал сюда в поисках тишины и покоя, имея в виду поработать над своей новой оперой. Но многочисленные владельцы этих только что виденных вами инструментов почему-то решили, что я прибыл сюда исключительно для того, чтобы послушать собственную музыку в довольно скверном исполнении их шарманок... С утра до ночи они услаждали мой слух ариями из "Травиаты", "Риголетто", "Трубадура". Причем имелось в виду, что я должен был еще и каждый раз платить им за это сомнительное удовольствие. В конце концов я пришел в отчаяние и попросту скупил у них все шарманки. Это удовольствие мне обошлось довольно дорого, но зато теперь я могу спокойно работать...

10. невыполнимая задача
В Милане напротив знаменитого театра "Ла Скала" есть трактир, в котором издавна собираются артисты, музыканты, знатоки сцены.
Там под стеклом давно хранится бутылка шампанского, которая предназначена тому, кто сумеет последовательно и понятно пересказать своими словами содержание оперы Верди "Трубадур".
Бутылка эта хранится более ста лет, вино становится все крепче, а "счастливчика" все нет и нет.


11. самое лучшее - самое доброе
Однажды Верди спросили, какое из своих творений он считает самым лучшим?
- Дом, который я построил в Милане для престарелых музыкантов...




Источник: http://classic-music.ru/verdi.html
Категория: Композиторы | Добавил: yanis425 (21 Мар 2009)
Просмотров: 3466 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0