Вторник, 21 Май 2024, 07:59:15
 
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Исполнители [5]
Композиторы [4]
Синопсис [4]
музыка
[19 Мар 2009][Разное]
Andrea Bocelli - Romanza (1)
Наш опрос
Что вы ищите?
Всего ответов: 32
 Каталог статей
Главная » Статьи » Музыка » Композиторы

Джакомо Пуччини (Giacomo Puccini) (1858-1924)

Джакомо Пуччини (Giacomo Puccini) (1858-1924)

Джакомо Пуччини (1858-1924) - итальянский композитор. Творчество Пуччини, развивавшееся первоначально под воздействием веризма, далеко вышло за рамки этого направления. Пуччини - один из наиболее выдающихся и ярких представителей оперного жанра не только в итальянской музыке, но и, вообще, в мировой. Его музыкальному языку свойственны искренность, глубина, единство драматического и лирического начал. Сочетание оркестровых эпизодов с яркими декламационно насыщенными сценами создают убедительную непрерывность музыкально-драматического развития. При этом не сказано еще о самом главном (поражающем и эстета и простого слушателя) свойстве его музыки - красоте мелодий, проникновенных, оригинальных, и в то же время неразрывно связанных с итальянскими песенными традициями. История оперного искусства немыслима без пуччиниевских "Che gelida manila" и "Mi chiamono Mimi" (арии Рудольфа и Мими из I д. "Богемы"), "Recondita armonia" и "E Lucevan le stele" (две арии Каварадосси из I и III д. "Тоски"), "Vissi d'Arte" (ария Тоски из II д.), "Un bel di vedremo" (ария Чио-Чио-сан из II д. "Мадам Баттерфляй"), "O, mio babbino caro" (ария Лауретты из "Джанни Скикки"), "Non piangere, Liu" и "Nessun dorma!" (две арии Калафа из I и III д. "Турандот") и многих других.

Творческий путь Пуччини не прост. Ранние оперы "Виллисы" (1884, Милан, либретто Ф. Фонтана) и "Эдгар" (1889, Милан, либретто Ф. Фонтана), написанные в романтическом духе и не без влияния немецкой музыки, не оставили заметного следа в развитии оперного жанра (хотя "Виллисы", созданные на сюжет народных сказаний, почерпнутых Пуччини из замечательной книги Г. Гейне "О Германии" и ставших основой также для "Жизели" Адана, имели успех; сочинение было отмечено Верди, постановки осуществил ряд музыкальных театров, среди которых отметим спектакли в Гамбурге п/у Малера, 1892; в Москве, в частной антрепризе Мамонтова, 1886). Но уже следующие оперы принесли Пуччини признание и мировую славу. Это: "Манон Леско" (1893), "Богема" (1896), "Тоска" (1900) и "Мадам Баттефляй" (1904), являющие собой вершину творческой деятельности композитора (не считая, разумеется, последней оперы).

После некоторого перерыва Пуччини создает для нью-йоркской сцены "Девушку с Запада" (1910, "Метрополитен-опера"), в драматическом плане продолжающей линию "Тоски", но в музыкальном отношении существенно отличающейся от прежних сочинений более терпким языком, использованием ряда импрессионистических приемов, а также элементов американо-негритянского фольклора.

В последующие годы композитор испытывал определенный кризис (во многом связанный с разразившейся мировой войной). В 1917 г. по заказу Вены композитор пишет комическую оперу (почти оперетту) "Ласточка", не ставшую крупной вехой его творческого пути. Новым значительным достижением стала постановка в 1918 г. в Нью-Йорке его Триптиха, состоящего из трех одноактных опер: "Плащ", "Сестра Анджелика" и "Джанни Скикки". Никак не связанные между собой, эти оперы часто ставятся самостоятельно.

Последней (незавершенной) оперой Пуччини стала гениальная "Турандот" (премьера состоялась в 1926 г.), которую он сам ценил больше всего в своем творчестве. Этим сочинением Пуччини опроверг распространившееся в музыкальном мире мнение о кризисе "традиционной", классической оперы, с ее верностью пению (а не декламации), массовыми сценами, хорами. 

Пуччини - последний "великий" представитель классического оперного искусства, и никакие наимоднейшие изыски в сфере музыкального театра не смогут затмить его достижений. Сочинения Пуччини - одни из самых репертуарных, идут на ведущих сценах мира. Среди лучших интерпретаторов его творчества дирижеры Г. фон Караян, Л. Маазель, Д. Орен.

Е. Цодоков

Оперы: 
"Виллисы" (1884), "Эдгар" (1889), "Манон Леско" (1893), "Богема" (1896), "Тоска" (1900), "Мадам Баттерфляй" (1904), "Девушка с Запада" (1910), "Ласточка" (1917, 1920), Триптих: "Плащ", "Сестра Анджелика", "Джанни Скикки" (1918), "Турандот" (1926).



ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

1. уникальный случай

Однажды молодой знакомый композитора Пуччини, весьма посредственный музыкант, сказал: 
- Ты уже стар, Джакомо. Пожалуй, я напишу траурный марш к твоим похоронам и, чтобы не опоздать, начну завтра же.
- Что ж, пиши,- вздохнул Пуччини.- Боюсь только, что это будет первый случай, когда похороны освистают.

2. я памятник себе...
Джакомо Пуччини был большим оптимистом. Однажды он сломал ногу и попал в больницу. Через пару дней его навестили друзья. Поздоровавшись, Пуччини весело сказал: 
- Я так счастлив друзья! Мне уже начали сооружать памятник! 
- Не говори чепухи, что за глупые шутки?! 
- Я вовсе не шучу,- ответил композитор и показал ногу в гипсе.

3. желание славы
Пуччини был большой острослов и никогда не лез за словом в карман.
Как-то раз один его близкий знакомый - весьма посредственный композитор - решил пошутить и сказал Пуччини:
- Джакомо, ведь ты уже стар. Напишу-ка я, пожалуй, траурный марш к твоим похоронам!
- Ну что ж, напиши, - согласился Пуччини. - Но ты же лентяй, работать не любишь, боюсь, ты не успеешь...
- А я, чтобы не опоздать, начну завтра же, - язвительно отозвался приятель.
- Желаю удачи, - кивнул Пуччини, - и, думаю, ты прославишься.
- Ты полагаешь?
- Не сомневаюсь, - отвечал маэстро. - Ведь это будет первый случай в истории, когда похороны освищут!

4. маэстро работает...
Во время работы над оперой "Богема" сложился своеобразный кружок друзей Пуччини, именовавший себя "Клубом богемы". Композитор и его товарищи вечерами собирались в лесной хижине при свете керосиновых ламп, играли в карты или рассказывали комические истории. Здесь же стояло пианино, и нередко хозяин в присутствии своих партнеров принимался за увлекавшую его работу, спрашивая их советов по поводу той или иной музыкальной детали. Все было бы хорошо, но... наступил охотничий сезон и на рассвете композитор часто уходил на озеро с двустволкой за плечами, вместо того чтобы, садиться за рояль. Это вызывало немалое беспокойство у издателя будущей оперы и особенно у жены маэстро. Чтобы спастись от ее наскоков, композитор пускался на уловки: однажды был специально приглашен некий молодой пианист, который "для отвода глаз" должен был с утра играть мелодии из "Богемы", в то время как сам Пуччини пропадал на охоте...

5. ваше слово - закон!
Однажды, узнав о приезде в город молодого, неизвестного и, разумеется, бедного композитора, доброжелательный и хлебосольный Пуччини отправился к нему в гостиницу и, не застав хозяина, оставил на двери надпись: "Уважаемый господин музыкант, прощу вас покорно завтра прийти ко мне обедать". Молодой человек не заставил себя ждать - знакомство состоялось, и обед прошел весьма приятно.
Однако когда и на следующий день Пуччини увидел нового знакомого за своим обеденным столом, то несколько удивился... Неделю молодой человек - каждый день! - как на работу, являлся на обед к маэстро. Раздраженный этакой бесцеремонностью Пуччини наконец сказал ему:
- Ваши постоянные посещения, дорогой мой, чрезвычайно для меня приятны, но все-таки я несколько удивлен тем, что вы позволяете их себе без всяких приглашений с моей стороны.
- Ах, маэстро, я вам так благодарен! - воскликнул гость.
- Ничего не понимаю! Объясните, наконец, за что же?
- Каждый день, возвращаясь в гостиницу, я читаю на двери приглашение, начертанное вашей благородной рукой. Я не могу стереть его, потому что сохраняю как драгоценный автограф. И не могу также не появиться в вашем доме к обеду: ведь приглашение такого знаменитого и замечательного композитора - закон для бедного музыканта!..

6. неточное название
Как-то раз один молодой композитор спросил у Пуччини:
- Какого вы мнения о моей опере "Пустыня"?
- Опера весьма недурна, - с улыбкой я отозвался Пуччини, - но на вашем месте я дал бы ей название "Бульвар". На каждом шагу знакомые.

7. "пусть дураки бесятся"
Прочитав очередную ругательную статью о себе, Пуччини обычно говорил:
- Пусть дураки бесятся. Аплодисменты на моих операх весят куда больше, чем ругань всех критиков!

8. приглашение принято
Как-то раз маэстро обедал у одной дамы, столь экономной, что ему довелось встать из-за стола совершенно голодным. Хозяйка любезно сказала Пуччини:
- Прошу вас как-нибудь еще прийти ко мне отобедать.
- С удовольствием, - ответил Пуччини, - хоть сейчас!

9. приятный момент
Однажды, сидя в театре, Пуччини сказал на ухо своему приятелю:
- Певец, исполняющий главную партию, плох невероятно. Такого ужасного пения я еще не слышал ни разу в жизни!
- Тогда, может быть, лучше отправиться домой? - предложил приятель.
- Что ты, ни в коем случае! Я знаю эту оперу - в третьем акте героиня должна убить его. Я хочу дождаться этого счастливого момента, - мстительно отозвался Пуччини.

10. голос из подземелья
На премьере в Ла Скала солисты пели вяло и маловыразительно. Особенно унылое впечатление производил тенор. Когда дело дошло до его арии, начинавшейся словами "Они бросили меня в сырую и холодную темницу", автор оперы наклонился к соседу и шепнул ему на ухо:
- Кажется, не только бросили, но и долго там продержали беднягу: он совсем потерял голос!..

11. памятник самому себе
Однажды Пуччини сломал ногу. Когда взволнованные друзья примчались навестить его в больнице, Пуччини жизнерадостно заявил:
- Не стоит так волноваться, дорогие мои! У меня все отлично, и к тому же я должен с гордостью сообщить вам, что строительство памятника мне уже начато.
- Ты очень несерьезен! -принялся отчитывать его один из приятелей. - Расскажи нам, что с тобой произошло, нельзя же все время только шутить...
- Я и не думал шутить, - с самой серьезной миной отвечал Пуччини, указывая на свою загипсованную ногу...

12. как надо, так и зовут
В опере Пуччини "Чио-Чио-сан" есть эпизод, в котором Шарплес, обращаясь к ребенку Баттерфляй, спрашивает: "Милый, как зовут тебя?"
Лет десять тому назад в одном из украинских театров немую роль ребенка Чио-Чио-сан исполнял сын костюмерши. И вот однажды шутники из театра пристали к мальчику:
- Послушай, милый, ты уже совсем большой, а поступаешь нехорошо. Раз к тебе дядя обращается с вопросом, ты должен ему ответить. Только нужно сказать это громко, отчетливо, во весь голос, чтобы тебя все услышали.
Юное создание блестяще справилось с новой ролью. Когда на очередном представлении Шарплес задал ему традиционный вопрос, мальчик, набрав побольше воздуха, звонко крикнул: "Алеша!" Успех был феноменальный!


Категория: Композиторы | Добавил: yanis425 (22 Мар 2009)
Просмотров: 2974 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0